RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook

Бег по велоорбите: Главархив Москвы рассказывает об истории строительства первого велотрека

28.12.2019
Гонка на велотреке в Крылатском. Фото М. Боташёва. 1980 год. Главархив Москвы.
Гонка на велотреке в Крылатском. Фото М. Боташёва. 1980 год. Главархив Москвы.

40 лет назад, 28 декабря 1979 года, на территории спорткомплекса «Крылатское» вступил в строй первый в Советском Союзе и самый большой в Европе крытый велотрек.

В Архивном фонде столицы хранятся интересные фотоснимки и документы по истории сооружения. Согласно Генеральному плану развития Москвы 1971 года, окруженный живописными холмами участок поймы и нижних террас Москвы-реки в районе бывших деревень Крылатское и Татарово отводился для спорта и отдыха трудящихся города. К чемпионату Европы по академической гребле 1973 года здесь соорудили гребной канал. А спустя три года, на этапе подготовки к Играм XXII Олимпиады (1980), в Крылатском развернулось возведение сразу нескольких масштабных объектов – кольцевой велодороги, полей для стрельбы из лука и крытого велотрека. Это была всесоюзная ударная стройка, на которой трудились и учащиеся столичных вузов. Так, на архивном фотоснимке 1978 года запечатлены комсомольцы – члены студенческого стройотряда физического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Как следует из приложения к хранящемуся в Главархиве Москвы решению Исполкома Моссовета от 5 сентября 1978 года «Об утверждении собственных названий и изготовлении газосветной рекламы для строящихся и реконструируемых спортсооружений к “Олимпиаде-80”», официально объект назывался велотрек Олимпийского спортивного центра профсоюзов. Над его проектом трудилась большая группа архитекторов и инженеров-конструкторов. Результатом их работы стало удивительное здание, имеющее в плане форму эллипса (размеры осей – 168 и 138 метров).

При строительстве использовались уникальные технологические решения. Перекрытия были выполнены в виде закрепленных на арках и не имеющих внутренних опор двух оболочек-мембран. Объем ездового полотна составил 333,3 метров в длину и 10 метров в ширину. Гоночные дорожки выложили из тщательно отобранных и филигранно подогнанных друг к другу брусков сибирской лиственницы. Виражи радиусом 33 метра подняты под углом 42°. Благодаря синтетическому покрытию внутри трека здесь также можно проводить соревнования по мини-футболу, гандболу, гимнастике, легкой атлетике и другим видам спорта. Под двумя зрительскими трибунами (по 3000 мест каждая) разместились раздевалки для спортсменов, судейские комнаты, гардеробы, фойе, а также помещения для велосипедов, радиоузел, ремонтные мастерские, склады и комнаты для администрации и обслуживающего персонала.

Особая гордость строителей – купол велодрома – сплетенная из тонких металлических полос крыша-корзинка, разработанная специалистами из Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций им. В.А. Кучеренко. Причем эта часть велотрека эффектно смотрится не только снаружи, но и с трибун. Об этом позволяют судить фотоснимки 1980 годов С. Войкова и М. Боташёва из собрания Главархива Москвы. В декабре 1979 года Государственная комиссия приняла велотрек «Крылатское» с оценкой «отлично». А во время летних Олимпийских игр 1980 года его полотно зарекомендовало себя как одно из самых быстрых (геометрия велотрека позволяет развивать скорость до 100 км/ч).

В дальнейшем трек не раз становился одной из главных площадок проводившихся в Москве крупных спортивных состязаний – например, летних Игр доброй воли (июль 1986 года). Из распоряжения Исполкома Моссовета от 22 мая 1986 года, хранящегося в архивном ведомстве, можно узнать, что к началу соревнований на велотреке провели ремонт фасада с заменой облицовочных плит. Другой архивный документ – решение Исполкома Моссовета от 23 мая 1989 года – расскажет о подготовке чемпионата мира по велосипедному спорту среди юниоров в июле того же года. Согласно документу, церемония открытия турнира прошла именно на велотреке в Крылатском 8 июля 1989 года. За 40-летнюю историю удивительного велодрома здесь было установлено свыше 200 мировых и европейских рекордов.





Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати