RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook

Документы Главархива – о профессиональном пути архитектора Николая Виллера

30.06.2020

Н.Э. Виллер заканчивает свой макет Образцового круглосуточного детского сада. Главархив Москвы.

Н.Э. Виллер заканчивает свой макет Образцового круглосуточного детского сада. Главархив Москвы.

В этом году отмечается 140-летие со дня рождения выдающегося архитектора Николая Виллера (1880–1962).​ Среди его работ - Бородинский мост, здания ЦУМа и театра «Современник», а также многие другие.

Николай Виллер родился в Москве в семье потомственного почетного гражданина Москвы Эриха Виллера в 1880 году. В 1906 году он с отличием окончил Училище живописи, ваяния и зодчества Московского художественного общества и получил звание художника архитектуры. Свидетельство об окончании Николаем Виллером учебного заведения хранится в Главархиве столицы.

Свидетельство об окончании Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Московского Художественного Общества. Главархив Москвы.

Свидетельство об окончании Училища Живописи, Ваяния и Зодчества Московского Художественного Общества. Главархив Москвы.

Первые шаги на профессиональном поприще Николаем Виллером были сделаны в качестве помощника у таких видных Московских академиков архитектуры, как Фёдор Шехтель и Роман Клейн. Молодому архитектору довелось поработать с ними над проектами строительства Бородинского моста, Музея изящных искусств (сейчас – Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), торгового дома «Мюр и Мерилиз» (сейчас – ЦУМ), кинотеатра «Колизей» на Чистых прудах (сейчас – театр «Современник»). Кроме того, Николай Виллер самостоятельно проектировал жилые дома и особняки в Москве и преподавал графическое искусство. А в 1914 году его деятельность была отмечена орденом Святого Станислава III степени.

После 1917 года Николай Виллер принял участие в работе над проектом устройства некрополя у Кремлевской стены, созданного как братская могила участников Октябрьского вооруженного восстания. Согласно этому проекту, некрополь превращался в террасу, приподнятую над остальной территорией площади. Могильные холмы предполагалось выровнять, обложить дерном и украсить цветами, а вдоль могил высадить липы. Среди документов семьи Виллеров и Барто, хранящихся в архивном ведомстве, есть эскизный проект братских могил от 1918 года.

Эскизный проект братских могил у Кремлевской стены на Красной площади в Москве. Главархив Москвы.

Эскизный проект братских могил у Кремлевской стены на Красной площади в Москве. Главархив Москвы.

В послереволюционные годы Николай Виллер работал архитектором в Тарту и в мастерской главного городского архитектора Данцига (сейчас – Гданьск, Польша). После занятия города войсками Красной армии Виллер занял должность архитектора при Главном управлении военной комендатуры города. Проект памятника «Двор Славы», подготовленный архитектором в эти годы, должен был увековечить память воинов Красной армии, освобождавших Данциг.

В 1946 году Николай Виллер вместе с семьей переехал во Львов, где работал в архитектурной мастерской «Львовпроект», занимался преподаванием. Им были созданы многочисленные проекты индивидуальных застроек и объектов городской среды города. Среди материалов, относящихся к этому периоду деятельности архитектора, интересен проект образцового круглосуточного детского сада, датируемый 1957 годом. В архивном ведомстве хранятся фотографии чертежей, макетов здания, интерьеров и эскизов оформления мебели, а также пояснительная записка автора к проекту.

Кроме этого, среди документов, принадлежавших Николаю Виллеру, в Главархиве имеются рисунки, чертежи, проекты, личные документы архитектора, переписка и договора с заказчиками, фотографии и многое другое.

В Архивном фонде Москвы хранятся личные фонды архитектора Александра Власова, графика Николая Вышеславцева, портретиста Петра Бенделя и других деятелей культуры и искусства. С их материалами можно ознакомиться в читальных залах Главархива столицы. В архивном ведомстве также хранятся документы органов власти, организаций, предприятий и учреждений столицы, личные собрания, фото-аудио-видео материалы. Фотографии и документальные источники используются в выставочных и образовательных проектах.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати