RSS

Городской портал госуслуг
  • вконтакте
  • facebook

У истоков связи: как работали первые телефонистки

15.08.2020
Внутренний вид зала службы 09 Справочно-информационного узла городской телефонной сети. Автор Р. Федоров. Москва. 1979 год. Главархив Москвы

Сверхурочная работа, социальные выплаты и строгая дисциплина — как трудились служащие Московской городской телефонной сети.

В 1882 году в Москве на Кузнецком Мосту открылась первая телефонная станция.

В начале XX века для работы на ней стали набирать женщин, и с тех пор телефонистки стали символом нового вида связи. В Главархиве Москвы хранятся правила для телефонисток, работавших на станции в то время.

Для них существовали строгие правила, служба была довольно тяжелой, однако недостатка в сотрудницах у телефонных компаний не было.

В начале 1900 годов Московская городская телефонная сеть перешла от Международного телефонного общества Белла в руки Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества. Тогда же встал вопрос об улучшениях в телефонной сети Москвы. Изменились и условия работы телефонисток, поскольку до этого за тяжелый труд им платили очень мало. Так, Шведско-датско-русское телефонное акционерное общество заключало с ними контракт, по которому за каждый рабочий час телефонистка получала по 13 копеек в течение первого года службы и по 16 копеек — со второго. Рабочее время составляло около 200 часов в месяц, но по первому требованию начальницы телефонистки должны были отрабатывать дополнительные часы. В месяц телефонистка в среднем получала от 30 до 46 рублей. Для сравнения, зарплата рабочего металлургического завода в Москве составляла от 25 до 35 рублей.

Согласно правилам, за опоздание на три-пять минут телефонистку штрафовали на 13 копеек, то есть на сумму, которую она зарабатывала в час. Кроме того, во время работы строго запрещались посторонние разговоры и шум, поскольку это могло отвлечь. Приводить на станцию посторонних также не разрешалось. Телефонистка не имела права оставить свой стол, не сдав его другой дежурной.

С абонентами полагалось говорить спокойно, ясно и безукоризненно вежливо, не повышая голоса. Предписывалось избегать продолжительных разговоров с ними и строго запрещалось подслушивать.

Если у телефонистки в какой-то момент не оказывалось работы, она обязана была помогать не только двум ближайшим соседкам, но и по возможности остальным.

Для служащих телефонных станций предусматривалась и социальная поддержка. Так, на банковский счет каждой телефонистки, прослужившей один год, общество вносило два рубля в месяц. Если телефонистка увольнялась, предупредив об этом компанию за месяц, то при расчете ей выдавались и деньги. Если сотрудница увольнялась за нарушение условий договора, скопившаяся сумма предназначалась для других служащих на случай их болезни. Заболевшим сохранялась средняя заработная плата и предоставлялись бесплатные услуги врача, состоявшего на службе у Шведско-датско-русского телефонного акционерного общества. Через два года службы телефонистки получали право на двухнедельный отпуск с сохранением среднего заработка.

Таким образом, невзирая на тяжелый труд и строгие правила, многих женщин привлекала служба на телефонной станции.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати